Отношения между Россией с одной стороны и Европой и США — с другой продолжают ухудшаться. Против ряда российских компаний и частных лиц введены санкции. Дюжина первых лиц крупнейших западных компаний и банков отказались участвовать в открывающемся через полторы недели Петербургском международном экономическом форуме. Среди них — гендиректора Alcoa Клаус Кляйнфельд, Visa Чарли Шарф, PepsiCo Индра Нуйи, Citigroup Майкл Корбат, EY Марк Уайнбергер.
Но это не мешает российскому бизнесу искать и привлекать инвесторов из других стран. «Мечел» Игоря Зюзина ведет переговоры с Posco и Baosteel о продаже доли в «Эльгаугле», владеющем лицензией на разработку гигантского месторождения коксующегося угля в Якутии. Об этом«Ведомостям» рассказали два источника, близких к одному из контрагентов Posco и «Мечелу».
Первый говорит, что Posco может привлечь к сделке японский банк, но его название собеседник«Ведомостей» раскрывать не стал. Ранее представитель Japan Bank for International Cooperation говорил«Ведомостям», что если другие азиатские компании или инвесторы будут интересоваться покупкой доли в «Эльгаугле», то «банк может рассмотреть возможность сотрудничества» с российской компанией.
Близкий к «Мечелу» источник уточнил, что в переговорах участвует не только Posco, но и Baosteel. Детали переговоров собеседникам не известны.
Ответственный секретарь Российско-китайской палаты Сергей Санакоев сказал, что переговоры Baosteel с «Мечелом» длятся уже полгода. Китайскую компанию интересует от 26 до 50% в проекте. О какой цене идет речь, ему не известно. При этом Baosteel интересуется не только покупкой доли в «Эльгаугле», но и совместным развитием инфраструктуры, в том числе строительством в порту Ванино терминала на 3 млн т в год, говорит Санакоев.
«Мечелу» принадлежит почти 100% акций «Эльгаугля». Другой акционер — ВЭБ. Банк в прошлом году предоставил «Мечелу» кредит на $2,6 млрд для освоения этого месторождения, одним из условий кредита была покупка за 100 руб. 0,01% в компании и передача в залог еще 49%.
«Мечелу» нужны деньги для расплаты с кредиторами. К началу декабря 2013 г. чистый долг компании составлял $9,4 млрд, а за девять месяцев 2013 г. (более актуальных данных пока нет) компания получила $2,2 млрд убытка, при этом EBITDA «Мечела» за тот же период составляла $608 млн. В конце прошлого года «Мечел» объявил, что в 2014 г. намерен продать непрофильные активы на $1 млрд.
Posco и Baosteel было бы выгодно купить долю в «Эльгаугле», рассуждает аналитик RMG Андрей Третельников. Это позволит им снизить зависимость от поставок из Австралии (см. карту), а также получить возможность влиять на цены и заключать долгосрочные контракты на более выгодных условиях. Baosteel и Posco уже заключили долгосрочные контракты с «Мечелом» на поставку коксующегося угля. Себестоимость угля на Эльгинском месторождении с выходом на проектную мощность первой очереди горнодобывающего комбината (11,7 млн т в год) в 2017 г. может снизиться до $35-40 за 1 т, говорит бывший сотрудник «Мечела». Последние контракты на поставку коксующегося угля в азиатские страны заключались по $120 за 1 т, а спотовые — по $113 за 1 т, сказал Третельников.
Год назад «Мечел» уже вел переговоры с Baosteel о покупке блокпакета в «Мечел-майнинге», но переговоры не увенчались успехом.
Представитель «Мечела» от комментариев отказался, представители ВЭБа, Posco и Baosteel не ответили на вопросы «Ведомостей».